КОНЦЕПЦИЯ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ГРАЖДАН РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

21 июня 2017

 

Проект
КОНЦЕПЦИЯ
СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ГРАЖДАН
РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

Введение:

Концепция системы профессиональной ориентации граждан Республики Карелия на период до 2020года (далее - Концепция) разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяет цели, задачи и механизмы создания в Республике Карелия современной профориентационной среды.
Социально-экономическое развитие Республики Карелия связано с решением ключевых задач Стратегии социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2020 года, среди которых:
– повышение качества и стандартов жизни населения, создание благоприятных условий для долгой, безопасной, здоровой и благополучной жизни граждан;
– обеспечение социальной стабильности в обществе;
– обеспечение устойчивого экономического роста.
Обновление, совершенствование системы профориентационной работы в Республике Карелия обусловлены необходимостью достижения целей эффективного развития конкурентоспособных отраслей республиканской экономики и обеспечения ее квалифицированными кадрами.
Согласно Стратегии социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2020 года главная цель долгосрочного развития республики заключается в обеспечении современных стандартов материального и духовного благополучия населения, основанных на сбалансированном росте экономики, эффективном государственном управлении и местном самоуправлении, интенсивном развитии потенциальных возможностей и традиционных ценностях, ориентации образования на обеспечение возможности получения образования, отвечающего требованиям современной инновационной экономики, создании условий для профессиональной самореализации личности.
Основным ресурсом развития экономики в целом являются кадровые ресурсы. В последнее десятилетие проблема развития кадрового потенциала для социально-экономического развития является особенно актуальной, при этом вопросы профессионального самоопределения личности для инновационной экономики становятся ведущими.
Очень важным в обновлении содержания профориентационной работы является решение проблемы профессионального самоопределения в системе непрерывного образования. Ее важнейший аспект – организация сопровождения профессионального самоопределения граждан с учетом их способностей и интересов, а также потребностей общества. Не менее важен и социальный аспект: оптимистичная перспектива жизни (и, прежде всего, реальная и привлекательная профессиональная перспектива) уберегают многих от необдуманных шагов. Таким образом, профессиональная ориентация – это не только решение «завтрашних» проблем, но и важный вклад в решение «сегодняшних» социальных проблем общества.
В настоящее время кардинально меняются характер и цели труда по сравнению со сложившимися трудовыми традициями: возрастает его интенсивность, напряженность, требующие от работника высокого профессионализма, повышенной выносливости и ответственности. В условиях жесткого рынка труда человек не обязательно будет иметь оплачиваемую работу на протяжении всей своей трудовой жизни, тем более связанную с одной и той же профессией, специальностью. Следовательно, одна из задач профессиональной ориентации – содействовать развитию таких качеств работника как способность самосовершенствоваться в профессии, готовность переключаться на другой вид деятельности, быть профессионально и социально мобильным. Другая ее функция – побуждать людей, прежде всего, молодежь создавать работу для себя, способствовать развитию у каждого экономической активности, трудовой и интеллектуальной независимости, предприимчивости, а не относиться к профессиональной ориентации как средству подгонки людей под предзаданные формы занятости. Третья, также нетрадиционная задача профориентации – помочь человеку, особенно для отдельных категорий незанятых граждан, найти свое место в различных формах временной занятости.
Для этого необходимо осуществить серьезные меры по воспитанию, особенно у молодежи, уважения к труду, устранению перекосов в ценностных ориентациях, повышению у каждого заинтересованности в собственной профессиональной карьере.
В целях решения задач развития республики необходимо создать все условия для грамотного и ответственного профессионального самоопределения населения, независимо от территории проживания, социально-экономического положения и прочих условий.
Система должна носить межведомственный характер и объединять различные субъекты, реализующие профориентационную деятельность и заинтересованные в определенных результатах этой деятельности: Министерство труда и занятости Республики Карелия; Министерство образования Республики Карелия (в том числе их подведомственные учреждения); иные министерства и ведомства Республики Карелия; образовательные организации, союзы, объединения и ассоциации работодателей, отдельные предприятия Республики Карелия; органы власти городских округов и муниципальных районов Республики Карелия; кадровые, консалтинговые и рекрутинговые агентства; общественные организации и объединения.
Каждый субъект системы профессиональной ориентации населения должен выполнять определенные функции, влияющие на кадровую ситуацию в республике.
2. Актуальность разработки Концепции
Актуальность разработки Концепции обусловлена необходимостью решения злободневных проблем республиканского рынка труда: наличие структурной безработицы, молодежная незанятость, с одной стороны, и дефицит востребованных квалифицированных кадров - с другой.
Инновационное развитие экономики невозможно без кадрового обеспечения.
Без высококвалифицированных, имеющих не только хорошую теоретическую подготовку, но и владеющих многофункциональными практикоориентированными навыками специалистов, невозможно развивать высокотехнологичное производство, информатизацию, требующую обслуживание вычислительной техники, поддержки автоматизированных систем, т.е. направления, которые определяют темпы развития производства и конкурентоспособность продукции.
Это крайне важно сейчас, когда перед страной стоят амбициозные задачи по созданию 25 миллионов высокопроизводительных рабочих мест, и необходимо так выстроить систему непрерывного профессионального образования, чтобы она стала ресурсной базой для замещения этих рабочих мест.
В республике нехватка кадров нужной квалификации может стать главным ограничителем для текущей и перспективной деятельности компаний, а также для реализации инновационных проектов.
На рынке труда региона сохраняется несоответствие спроса и предложения рабочей силы – результат несбалансированности системы профессиональной подготовки кадров и динамично развивающейся экономики, когда структура спроса на образовательные услуги и получаемая квалификация не вполне соответствует современным требованиям.
Однако реалии сегодняшнего дня таковы, что существующая система профессионального образования не в полной мере адаптирована к меняющимся потребностям экономики, вследствие чего определенное количество выпускников организаций профессионального образования не трудоустраивается по полученной профессии.
Одним из эффективных механизмов трудоустройства молодых специалистов является организация стажировок выпускников организаций профессионального образования. Вместе с тем, опыт работы службы занятости населения в этом направлении показывает, что нередко выпускники организаций профессионального образования отказываются занимать рабочие места, организованные для их трудоустройства по полученной в учебном заведении профессии (специальности). Данная ситуация свидетельствует о слабо развитой системе профориентационной работы в школах с учениками и их родителями, вследствие чего молодые люди обучаются в образовательных организациях профессионального образования профессиям (специальностям), с которыми заведомо не связывают свою будущую трудовую деятельность.
Кроме того, у значительной части молодежи, в том числе и у тех, кто занимает ответственную позицию по отношению к собственному профессиональному будущему и связывает свою профессиональную карьеру с результатами собственной деятельности, завышен уровень притязаний. Это обусловлено незнанием реальности, желанием немедленного получения высоких карьерных результатов. Несоответствие притязаний реалиям снижает престиж деятельности в производственной сфере, приводит молодых людей к проявлению активности в иной, часто асоциальной, деятельности, к потере ориентиров и разочарованию в жизни.
На сегодняшний день очевиден дефицит объективной информации о востребованных профессиях на региональном рынке труда, в школе не формируются навыки поведения при поиске работы, у старшеклассников и учащейся молодежи высокие ожидания к уровню заработной платы при объективно низкой стартовой оплате труда молодых специалистов.
Выпускники 11 классов отдают предпочтение получению высшего профессионального образования наряду с тем, что на рынке труда существует спрос, в основном, на профессии, получаемые в профессиональных образовательных организациях.
Остаются популярными специальности экономического и управленческого профиля. Снижен интерес к профессиям материального производства и сферы услуг: транспорта, строительства, сельского хозяйства, жилищно-коммунального хозяйства, бытового обслуживания, общественного питания.

Существующую на сегодняшний день систему профориентации преждевременно называть сформированной и сбалансированной, актуальными остаются следующие проблемы:
 низкая трудовая мотивация учащейся молодежи, несформированность базовых качеств, необходимых для успешного освоения любой профессии (трудолюбие, ответственность, инициативность);
 слабое взаимодействие всех субъектов профессиональной ориентации (дети и подростки, их родители, специалисты по профориентации и образовательные организации, органы государственной власти, работодатели);
 отсутствие у субъектов профессиональной ориентации единого понимания смысла профориентационной работы и критериев ее эффективности;
 дефицит высококвалифицированных специалистов, занимающихся профориентационной работой;
 фрагментарность научно-методического обеспечения профориентационной работы в образовательных организациях;
 отсутствие внутрипроизводственного обучения молодых специалистов с закреплением наставников, в том числе непосредственно на рабочих местах, направленного на совершенствование и доведение до международных стандартов профессионально-квалификационного уровня работников;
 недостаточная материально-учебная база учреждений профессионального образования;
 отсутствие эффективного стратегического планирования процессов подготовки и переподготовки кадров не только на уровне предприятий, но и на уровне республики в целом;
 отсутствие единой информационной среды профориентации в Республике Карелия.

Система новых требований к знаниям и навыкам работников, изменение потребности рынка труда в работниках определенных профессий и специальностей требует создания современной системы профориентации граждан, ориентированной на структуру экономики с учетом прогноза количественных и качественных характеристик создаваемых новых высокопроизводительных рабочих мест в разрезе видов экономической деятельности.
В этой плоскости стоит задача совмещения разработки прогноза баланса трудовых ресурсов и прогноза перспективной потребности в кадрах для проведения профориентационной работы и формирования республиканского заказа подготовки кадров образовательными организациями профессионального образования Республики Карелия.
Для решения поставленных задач необходимо скоординировать работу всех ведомств, имеющих влияние (активное или опосредованное) на профессиональную ориентацию населения и развитие кадрового потенциала республики, а также обеспечить всеми необходимыми ресурсами процесс эффективного профессионального самоопределения населения Республики Карелия.
Для создания полноценной и преемственной системы профориентации граждан требуется формирование системы профориентационной работы каждого субъекта с учетом специфики его деятельности. Субъект, оказывающий профориентационные услуги, должен решать не только текущие профориентационные задачи, но и способствовать формированию личности будущего профессионального работника, способного адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям. Полноценная система профориентации граждан не может эффективно функционировать и развиваться без качественного информационного обмена между её субъектами, содержательной профессиональной и общественной коммуникации.
Комплексный подход всех организаций и ведомств, включенных в систему профессиональной ориентации, позволит повысить конкурентоспособность и мобильность граждан на республиканском рынке труда, обеспечить развитие кадрового потенциала республики, соответствующего потребностям республиканского рынка труда.

3. Цели и задачи республиканской системы профессиональной ориентации граждан

Цель республиканской системы профессиональной ориентации граждан:
- реализация государственной политики в области профессиональной ориентации детей, подростков и молодежи, граждан пенсионного возраста, инвалидов, людей, имеющих опыт трудовой деятельности, иных категорий граждан, позволяющей сформировать гармоничную личность в единстве трудового, творческого, интеллектуального, физического, духовного, нравственного и психического развития;
- создание республиканской целостной профориентационной среды, которая предоставляла бы всем гражданам информацию и консультирование, поддерживающие их возможности получить образование, правильно выбрать профессиональную траекторию и приобрести умения, востребованные рынком труда.

Указанные цели реализуется через решение следующих приоритетных задач:

1. разработка нормативно-правового обеспечения межведомственного взаимодействия (организационного, информационного и др.) всех субъектов республиканской системы профориентационной работы;
2. регламентация деятельности инфраструктурных элементов республиканской системы профессиональной ориентации граждан;
3. организационно-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся республиканской системы образования;
4. формирование профориентационной культуры граждан, в том числе с использованием возможностей различных социальных практик;
5. формирование экономического прогноза потребности в квалифицированных кадрах и специалистах по отраслям с учетом перспектив развития экономики и республиканского рынка труда.
Развитие системы профессиональной ориентации граждан может быть достигнуто посредством:
1. Организационно-управленческого сопровождения
1.1. Определение необходимого и обязательного минимума профориентационных услуг для обучающихся и их родителей (на всех уровнях образования). Разработка республиканских и муниципальных нормативно-распорядительных документов, обеспечивающих реализацию установленного минимума.
1.2. Разработка регламентов профориентационной работы в образовательных организациях и единых критериев оценки результатов профориентационной деятельности на всех уровнях системы образования.
1.3. Развитие механизмов межведомственного взаимодействия между образовательными организациями, территориальными центрами занятости населения, работодателями.
1.4. Поддержка и развитие направлений научно-технического творчества в общеобразовательных организациях и организациях дополнительного образования.
1.5. Проведение информационных кампаний для родителей о возможностях и перспективах профессионального образования, информирование о состоянии республиканского рынка труда, в том числе проведение родительских собраний и форумов с привлечением СМИ.
1.6. Содействие в осуществлении подведомственными профессиональными организациями целевого приема обучающихся в соответствии с договорами о целевом приеме, заключенными профессиональными организациями с органами местного самоуправления, в целях содействия им в подготовке специалистов соответствующего профиля.
1.7. Формирование экономического прогноза потребности в квалифицированных кадрах и специалистах по отраслям с учетом перспектив развития экономики и республиканского рынка труда.
2. Создания и развития инфраструктуры системы профориентации
2.1. Формирование и развитие службы профориентационной работы в муниципалитетах.
2.2. Реализация основных направлений по уровням образования, указанных в разделе 5. Разработка и реализация профориентационных проектов общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования, предусматривающих совместную деятельность. Создание инновационных площадок по разработке моделей организации профориентационной работы.
2.3. Разработка, функционирование и актуализация информационного ресурса «Электронный Интернет-портал профориентации граждан Республики Карелия», представляющего единую сквозную экспертно-аналитическую систему, объединяющую работодателя с его потребностями в квалифицированных кадрах и обучающегося (школьника-абитуриента или выпускника профессиональной организации).
3. Научно- и учебно-методическое обеспечение
3.1. Разработка единых требований для образовательных организаций по проведению и оценке результатов профориентационной работы.
3.2. Разработка рекомендаций по внедрению методов и форм профориентационной работы по уровням образования, категориям граждан.
3.3. Разработка и апробация практико-ориентированных профориентационных образовательных программ для обучающихся всех уровней образования, направленных на формирование личностной образовательной траектории и профессионального маршрута, в том числе использованием социальных практик, проектной деятельности.
3.4. Изучение опыта деятельности образовательных организаций, органов управления в сфере образования и их социальных партнеров, распространение лучших практик.
3.5. Создание единой информационной базы информационных и методических материалов для системы профессиональной ориентации.
3.6. Методическая поддержка участников профориентационного процесса, в том числе учителей-предметников, педагогов-психологов, социальных педагогов и классных руководителей.
3.7. Обучение педагогических коллективов современным способам и приёмам профориентационной работы.
4. Кадровое обеспечение
4.1. Включение модулей по карьерному консультированию и профессиональной ориентации в вариативную часть программы бакалавриата и магистратуры по направлению подготовки «Образование».
4.2. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка работников образования в части развития необходимых для данного типа специалистов групп компетенций (психолого-педагогических, управленческих, общих), а также формирование системы сертификации соответствующих кадров.
4.3. Разработка и реализация системы психолого-педагогического и организационно-методического сопровождения специалистов системы образования, отвечающих за решение профориентационных задач.
4.4. Создание системы условий для привлечения внешних экспертов (представителей работодателей, служб занятости и др.) к решению профориентационых задач в образовательных организациях.
4.4. Повышение квалификации профконсультантов Центров занятости населения Республики Карелия
4. Основные принципы развития системы профессиональной ориентации граждан.
В соответствии с целями и задачами Концепции целесообразно определить основополагающие принципы профориентационной работы:
- безусловное соблюдение права на свободный выбор профессии в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учетом потребностей рынка труда;
- доступность профессиональной и иной информации для осуществления выбора или перемены профессии, формы обучения и трудоустройства;
- обеспечение единства целей и соблюдение последовательности, преемственности и непрерывности профориентационных воздействий всеми субъектами профориентационной деятельности;
- длительность и многоэтапность развития системы профориентации, невозможность достижения результатов одномоментно.
- равные возможности получения профориентационных услуг, независимо от места проживания, учебы или работы, возраста, пола, национальности и религиозного мировоззрения.

5. Основные направления деятельности по уровням образования

Уровень образования

Направление деятельности

 

Дошкольное образование

Формирование у ребенка положительного отношения к профессиональному миру – людям   труда, их занятиям, первоначальных трудовых умений в доступных ему видах деятельности.

 

 

Начальное общее образование

Формирование положительного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и общества

 

Формирование общих представлений о современных профессиях, развитие интереса к профессии родителей, близких родственников,  нравственных установок выбора профессии, интереса к наиболее распространенным профессиям, основанного на практической вовлеченности обучающихся в различные виды познавательной, игровой, общественно полезной, трудовой деятельности.

 

Развитие базовых общетрудовых компетентностей (потребность в творчестве, самоконтроль, ответственность, работа в коллективе, социальная полезность)

 
 
 

Основное общее образование

5-7 классы

Формирование базовых трудовых навыков в рамках образовательной области «Технология»

 

Информирование о группах профессий, в которых используются знания, умения и навыки, приобретаемые в образовательном процессе

 
 

Вовлечение учащихся в активное творческое познание мира профессий, в деятельность, согласованную с профилем продолжения образования и предполагаемой сферой профессиональной деятельности.

 
 
 

Основное общее образование

8 - 9 классы

 

Диагностика профессиональных предпочтений, профессиональных склонностей (профессионально-значимых способностей)

 

Организация предпрофильного обучения

 

Знакомство с содержанием профессий

 

Проектирование получения образования в учреждении среднего профессионального образования (и возможной последующей ориентацией на продолжение образования в вузе).

 
 
 
 

Среднее (полное) общее образование (10-11 классы)

Подготовка к выбору профессии внутри выбранного профиля

 

Формирование умений самостоятельного построения карьерных и образовательных путей

 

Формирование компетенций, соответствующих выбранному профиля обучения, выработка умений практического использования образовательных достижений и предметных знаний

 

Профессиональные пробы

 

Дополнительное образование детей

Поиск и поддержка одаренных детей

 

Проектная деятельность

 

Профессиональные образовательные организации, образовательные организации

высшего образования

Формирование полной  готовности к профессиональной деятельности; вхождение в профессиональную деятельность

 

Формирование профессиональной идентичности (отождествления себя с будущей профессией), социально - ценностного отношения к осваиваемой профессии (специальности)

 

Расширение профессиональных контактов обучающихся (студентов) вне образовательной организации 

 

Формирование активной адаптивной стратегии поведения на рынке труда, ориентированной на самореализацию, использование собственных ресурсов, ответственность, в том числе в области  занятости (самозанятости)

 

Детальное знакомство с рынком труда и перспективами его развития; максимальное содействие трудоустройству и карьерному росту обучающихся (студентов)

 

Профессиональное обучение, дополнительное профессиональное образование

Развитие профессионала в процессе самого труда, когда он одновременно не только повышает свою квалификацию, но и расширяет сферу своей деятельности и осваивает новые специальности.

 

6. Структура функционирования системы профориентации граждан
В становлении и развитии системы профессиональной ориентации граждан особое значение должны приобрести скоординированные действия субъектов системы профессиональной ориентации:
- органов исполнительной власти;
- подведомственных учреждений соответствующей отраслевой принадлежности;
- объединений работодателей;
- органов местного самоуправления;
-образовательных учреждений всех уровней образования;
- центров занятости РК;
- предприятий, учреждений и организаций различных форм собственности;
- средств массовой информации;
- семьи;
- общественных объединений, организаций и др., ответственных за воспитание, образование, профессиональное обучение и трудоустройство граждан.
Общие функции субъектов профессиональной ориентации:
- осуществляют информационное обеспечение системы профессиональной ориентации граждан;
- обеспечивают реализацию программ и проектов по профессиональной ориентации граждан.
Министерство образования Республики Карелия:
- обеспечивает создание условий для методического сопровождения системы профессиональной ориентации воспитанников дошкольных образовательных организаций, обучающихся общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций;
- осуществляет руководство профориентационной работой в подведомственных учреждениях и координирует организацию профессиональной ориентации детей и подростков органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования;
- обеспечивает создание условий по переподготовке и повышению квалификации специалистов, осуществляющих работу по профессиональной ориентации в образовательных учреждениях Республики Карелия;
- содействует в получении образовательных грантов для студентов старших курсов, молодых специалистов.
Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия:
- содействует в организации работы по профессиональной ориентации молодежи на базе учреждений здравоохранения;
- реализует меры по проведению профориентационной работы с молодежью лечебно-профилактическими учреждениями Республики Карелия;
- участвует в отборе выпускников общеобразовательных учреждений и обеспечивает выдачу направлений на целевую подготовку медицинских кадров, заключает договоры на целевую подготовку с профессиональными образовательными организациями, образовательными организациями высшего образования в сфере здравоохранения.
Министерство культуры Республики Карелия:
- осуществляет руководство подведомственными профессиональными образовательными организациями по вопросам профессиональной ориентации молодежи;
- содействует организации работы по профессиональной ориентации молодежи на базе учреждений культуры и образовательных организациях сферы культуры, в том числе в организации массовых профориентационных мероприятий;
- проводит отбор выпускников общеобразовательных учреждений и обеспечивает выдачу направлений на целевую подготовку кадров в сфере культуры, заключает договоры на целевую подготовку с профессиональными образовательными организациями в сфере культуры.
Министерство по делам молодежи, физической культуре и спорту Республики Карелия:
- осуществляет координацию деятельности подведомственных учреждений по работе с молодежью по профессиональной ориентации учащейся молодежи;
- содействует организации работы по профессиональной ориентации молодежи на базе учреждений физической культуры и спорта, в том числе в организации массовых профориентационных мероприятий;
- проводит отбор выпускников школ и обеспечивает выдачу направлений на целевую подготовку кадров в сфере физической культуры и спорта, заключает договоры на целевую подготовку с профессиональными образовательными организациями в сфере физической культуры и спорта.
Министерство труда и занятости Республики Карелия:
- формирует баланс потребности в квалифицированных кадрах и специалистах по отраслям с учетом перспектив развития экономики и регионального рынка труда;
- проводит мониторинг трудоустройства выпускников образовательных организаций, в том числе профессиональных образовательных организаций и высшего профессионального образования;
- предоставляет информацию о динамике изменения спроса и предложения на рынке труда субъектам республиканской системы профориентации молодежи;
- формирует банк вакансий по востребованным профессиям на региональном рынке труда;
- координирует деятельность центров занятости населения Республики Карелия по профессиональной ориентации граждан;
- выявляет, обобщает, распространяет передовой опыт, издает в пределах финансовых средств, выделенных на профессиональную ориентацию научно-популярную, справочную и другую литературу по профессиональной ориентации и трудовой занятости граждан;
- участвует в мероприятиях по профессиональной ориентации молодежи;
Министерство Республики Карелия по вопросам национальной политики, связям с общественными, религиозными объединениями и средствами массовой информации:
- осуществляет организацию опубликования информационных материалов, посвященных состоянию рынка труда, проблемам профессиональной ориентации в Республике Карелия, в печатных и электронных средствах массовой информации, учредителями которых являются органы государственной власти Республики Карелия;
- содействует в реализации средствами массовой информации проектов, направленных на поддержку профориентационной работы с молодежью.
Отраслевые министерства и ведомства Республики Карелия (Министерство строительства, жилищно-комунального хозяйства и энергетики; Министерство сельского, рыбного и охотничьего хозяйства Республики Карелия; Министерство экономического развития Республики Карелия; Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия, иные органы исполнительной власти Республики Карелия):
- содействуют организации кадрового обеспечения организаций и предприятий курируемых видов экономической деятельности
- участвуют в профориентационных мероприятиях в пределах своих полномочий.
Центры занятости населения государственной службы занятости:
- осуществляют информирование учащихся и выпускников образовательных организаций, учителей и родителей о ситуации на рынке труда республики, о профессиях, пользующихся спросом на рынке труда;
- проводят групповое и индивидуальное профессиональное консультирование молодежи;
- проводят профессиональный подбор наиболее подходящих профессий с учетом индивидуальных особенностей обратившихся к профконсультантам и профессиональный отбор перед направлением безработной молодежи на обучение профессии востребованной на республиканском рынке труда;
- участвуют совместно с общественными молодежными объединениями и организациями в проведении массовых и тематических профориентационных мероприятий для молодежи;
- обеспечивают реализацию для безработных и других категорий незанятого населения гарантий Закона «О занятости населения в Российской Федерации» в части оказания им государственной услуги по профессиональной ориентации;
- взаимодействуют с органами местного самоуправления, общественными молодежными объединениями и организациями, учебными заведениями и работодателями в реализации программ и проектов муниципальных районов и городских округов по вопросам профессиональной ориентации граждан республики.
Органы местного самоуправления:
- осуществляют координацию работы по профессиональной ориентации граждан на уровне муниципального образования (городского округа, района);
- способствуют формированию и развитию муниципальной службы профориентационной работы;
- осуществляют руководство подведомственными учреждениями в работе по профессиональной ориентации граждан на уровне муниципального образования (города, района) с учетом перспектив развития экономики и муниципального (межмуниципального) рынка труда;
- организуют мероприятия по профессиональной ориентации граждан на уровне муниципального образования (города, района);
- обеспечивают создание условий для методического сопровождения системы профессиональной ориентации граждан на уровне муниципального образования (города, района);
- проводят целевой набор среди выпускников общеобразовательных организаций и заключают договоры на целевую подготовку с профессиональными образовательными организациями, образовательными организациями высшего образования для организаций и предприятий муниципальных образований.
Профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего образования:
- осуществляют пропаганду профессий и специальностей, востребованных отраслями экономики (приоритетно – экономики республики) в соответствии с реализуемым спектром профессий, специальностей, направлений подготовки;
- способствуют формированию и закреплению у обучающихся профессиональных намерений;
- обеспечивают обучающихся общеобразовательных организаций информацией о требованиях, предъявляемых к учебе и ее содержанию, о профессиональных возможностях в выбранных областях;
- осуществляют совместно с предприятиями и организациями профильных отраслей экономики разработку профессиографических материалов по профилям учебных заведений;
- обеспечивают совместно с предприятиями и организациями профильных отраслей экономики условия для качественной подготовки квалифицированных рабочих и специалистов;
- осуществляют целевой прием обучающихся в целях подготовки специалистов соответствующего профиля
Общеобразовательные организации:
- создают условия для проведения системной, квалифицированной и комплексной профориентационной работы в образовательной организации;
- предусматривают включение в основную общеобразовательную программу образовательной организации комплекса мер по профориентации;
- формируют у обучающихся на основе результатов диагностики и профессиональных наблюдений осознанного подхода к выбору профессии с учетом потребностей региона;
- знакомят обучающихся в процессе учебной и внеучебной деятельности с профессиональными образовательными организациями, образовательными организациями высшего образования, профессиями и специальностями, предприятиями и организациями республики;
- организуют профессиональное консультирование обучающихся, формируют у них профессиональные намерения на основе комплексного изучения личности учащихся с учетом их индивидуальных, психофизиологических особенностей, состояния здоровья и региональной потребности в кадрах;
- организуют просветительскую работу среди родителей обучающихся по вопросам профессионального самоопределения учащихся.
Средства массовой информации:
- систематически информируют о состоянии республиканского рынка труда, потребностях экономики в разрезе профессий и специальностей;
- знакомят с содержанием и перспективами рынка профессий, формами и условиями их освоения, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионального и квалификационного роста;
- знакомят граждан с современными видами производства.
- обеспечивают популяризацию и пропаганду наиболее востребованных профессий на республиканском рынке труда, формирование позитивного имиджа рабочих профессий приоритетных видов экономической деятельности республики;
- знакомят с предприятиями малого и среднего бизнеса, конкурентноспособными на рынке труда, а также гражданами, достигших успешности в своей профессиональной деятельности.
Объединения работодателей:
- участвуют в формировании экономического прогноза потребности в квалифицированных кадрах и специалистах по отраслям с учетом перспектив развития экономики и республиканского рынка труда;
- предоставляют информацию о востребованных профессиях;
- содействуют созданию кабинетов по профессиональной ориентации в образовательных организациях, содействуют их оснащению;
- участвуют в организации работы по разработке профессиональных стандартов;
- содействуют в реализации проектов, направленных на поддержку профориентационной работы с гражданами;
- содействуют созданию производственной базы для профессиональных учебных заведений по организации профессиональных проб, прохождения производственной практики, стажировки на предприятии.
Общественные объединения и организации:
- содействуют органам власти по пропаганде кадровой политики и реализации планов стратегии развития приоритетных видов экономической деятельности в республике;
- участвуют в мероприятиях и проектах по профессиональной ориентации граждан в соответствии с их деятельностью.

Семья и ближайшее социальное окружение

Основные функции:
- Формирование активной жизненной и трудовой позиции детей.
- Привитие детям первоначальных трудовых навыков.
- Ознакомление детей с миром профессий своей семьи, значимых людей.
- Создание условий для развития профессиональных интересов и склонностей детей, участие в формировании личного профессионального плана ребенка.
7. Показатели оценки эффективности республиканской системы профориентации граждан

К основным показателям эффективности деятельности системы профориентации граждан относятся:
- количество обучающихся, поступающих на работу, на учебу в профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего образования по профессиям, специальностям, направлениям подготовки, востребованным на республиканском рынке труда;
- уровень трудоустройства по полученной профессии (специальности) выпускников профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования в первый год после выпуска в общем количестве трудоустроенных выпускников указанной категории

Дата создания материала: 21-06-2017. История изменений

Закрыть
Сообщение об ошибке
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки: .

Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Отправить captcha
Введите код: *

Закрыть

Выдержка из Закона N 124-ФЗ

Классификация информационной продукции

Глава 2. Классификация информационной продукции

Статья 6. Осуществление классификации информационной продукции

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 1 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

1. Классификация информационной продукции осуществляется ее производителями и (или) распространителями самостоятельно (в том числе с участием эксперта, экспертов и (или) экспертных организаций, отвечающих требованиям статьи 17 настоящего Федерального закона) до начала ее оборота на территории Российской Федерации.

2. При проведении исследований в целях классификации информационной продукции оценке подлежат:

1) ее тематика, жанр, содержание и художественное оформление;

2) особенности восприятия содержащейся в ней информации детьми определенной возрастной категории;

3) вероятность причинения содержащейся в ней информацией вреда здоровью и (или) развитию детей.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 3 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

3. Классификация информационной продукции осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона по следующим категориям информационной продукции:

1) информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет;

2) информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет;

3) информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет;

4) информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет;

5) информационная продукция, запрещенная для детей (информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона).

ГАРАНТ:

Об определениии возрастного ценза основной телевизионной передачи с учетом содержания сообщений "бегущей строки" см.информацию Роскомнадзора от 22 января 2013 г.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ часть 4 статьи 6 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу c 1 сентября 2013 г.

См. текст части в предыдущей редакции

4. Классификация информационной продукции, предназначенной и (или) используемой для обучения и воспитания детей в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, дополнительных общеобразовательных программ, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством об образовании.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 5 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

5. Классификация фильмов осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и законодательства Российской Федерации о государственной поддержке кинематографии.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 6 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

6. Сведения, полученные в результате классификации информационной продукции, указываются ее производителем или распространителем в сопроводительных документах на информационную продукцию и являются основанием для размещения на ней знака информационной продукции и для ее оборота на территории Российской Федерации.

Статья 7. Информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет

К информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, содержащая информацию, не причиняющую вреда здоровью и (или) развитию детей (в том числе информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом эпизодические ненатуралистические изображение или описание физического и (или) психического насилия (за исключением сексуального насилия) при условии торжества добра над злом и выражения сострадания к жертве насилия и (или) осуждения насилия).

Статья 8. Информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 7 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) кратковременные и ненатуралистические изображение или описание заболеваний человека (за исключением тяжелых заболеваний) и (или) их последствий в форме, не унижающей человеческого достоинства;

2) ненатуралистические изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы либо ненасильственной смерти без демонстрации их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;

3) не побуждающие к совершению антиобщественных действий и (или) преступлений эпизодические изображение или описание этих действий и (или) преступлений при условии, что не обосновывается и не оправдывается их допустимость и выражается отрицательное, осуждающее отношение к лицам, их совершающим.

Статья 9. Информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 8 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) эпизодические изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);

2) изображение или описание, не побуждающие к совершению антиобщественных действий (в том числе к потреблению алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, участию в азартных играх, занятию бродяжничеством или попрошайничеством), эпизодическое упоминание (без демонстрации) наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табачных изделий при условии, что не обосновывается и не оправдывается допустимость антиобщественных действий, выражается отрицательное, осуждающее отношение к ним и содержится указание на опасность потребления указанных продукции, средств, веществ, изделий;

3) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие возбуждающего или оскорбительного характера эпизодические ненатуралистические изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.

Статья 10. Информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 9 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы, заболевания, смерти без натуралистического показа их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;

2) изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);

3) информация о наркотических средствах или о психотропных и (или) об одурманивающих веществах (без их демонстрации), об опасных последствиях их потребления с демонстрацией таких случаев при условии, что выражается отрицательное или осуждающее отношение к потреблению таких средств или веществ и содержится указание на опасность их потребления;

4) отдельные бранные слова и (или) выражения, не относящиеся к нецензурной брани;

5) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие оскорбительного характера изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.